Приветствую вас, дорогие читатели!
Русская земля издавна славится народными промыслами. Недалеко от Москвы находится древнейший центр производства керамики в России. Говорят, что в этих краях появилась она вместе с людьми. Гжель — не только село и промысел, а целый гончарный край.
Конечно, о гжели знает каждый, но не каждый знает, например, что не всегда она имела такую привычную, запоминающуюся бело-синюю палитру, как сегодня. Изначально гжель была разноцветная. Мода на кобальт пришла из Европы и Азии в ХIХ веке.
В России секрет фарфора удалось раскрыть сподвижнику Михайло Васильевича Ломоносова – Дмитрию Ивановичу Виноградову. Созданный им фарфор по качеству не уступал саксонскому, а по составу массы, приготовленной из отечественного сырья, приближался к китайскому. Фарфор начали производить на мануфактуре в Петербурге. Производство известно и сегодня как Императорский фарфоровый завод. Но никто не спешил делиться знаниями с народными мастерами из Гжели. И здесь возникает почти шпионская история.
Легенда гласит, что один из удачливых фабрикантов Павел Куличков специально устроился работать на завод Отто, что располагался в подмосковном Перове, чтобы познакомиться с технологией производства фарфора. Гжельцы считают, что именно с того момента и ведёт свой отсчет история настоящего гжельского фарфора. При этом к тому времени Гжель уже была в России самым крупным поставщиком керамики. А сегодня "Гжельский куст" – обширный район из 27 деревень – является центром производства авторского фарфора в России.
Наносится гжельский узор черным кобальтом, а синь свою приобретает после обжига. Гжельские мастера различают 20 оттенков синего. Будет цвет светлее или темнее, все зависит от мастера, от того, как он кистью мазок положит.
Гжельская роспись делится на три вида: растительная, орнаментальная и сюжетная.
Основные мотивы растительной росписи: травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы – розы, астры, гвоздики.