Страницы

понедельник, 26 февраля 2018 г.

20 оттенков синего - вдохновение от Катерины Еременко

Приветствую вас, дорогие читатели!
С вами сегодня Катерина Еременко и вдохновение на тему русского промысла.

Русская земля издавна славится народными промыслами. Недалеко от Москвы находится древнейший центр производства керамики в России. Говорят, что в этих краях появилась она вместе с людьми. Гжель — не только село и промысел, а целый гончарный край.

Конечно, о гжели знает каждый, но не каждый знает, например, что не всегда она имела такую привычную, запоминающуюся бело-синюю палитру, как сегодня. Изначально гжель была разноцветная. Мода на кобальт пришла из Европы и Азии в ХIХ веке.

В России секрет фарфора удалось раскрыть сподвижнику Михайло Васильевича Ломоносова – Дмитрию Ивановичу Виноградову. Созданный им фарфор по качеству не уступал саксонскому, а по составу массы, приготовленной из отечественного сырья, приближался к китайскому. Фарфор начали производить на мануфактуре в Петербурге. Производство известно и сегодня как Императорский фарфоровый завод. Но никто не спешил делиться знаниями с народными мастерами из Гжели. И здесь возникает почти шпионская история.

Легенда гласит, что один из удачливых фабрикантов Павел Куличков специально устроился работать на завод Отто, что располагался в подмосковном Перове, чтобы познакомиться с технологией производства фарфора. Гжельцы считают, что именно с того момента и ведёт свой отсчет история настоящего гжельского фарфора. При этом к тому времени Гжель уже была в России самым крупным поставщиком керамики. А сегодня "Гжельский куст" – обширный район из 27 деревень – является центром производства авторского фарфора в России.

Наносится гжельский узор черным кобальтом, а синь свою приобретает после обжига. Гжельские мастера различают 20 оттенков синего. Будет цвет светлее или темнее, все зависит от мастера, от того, как он кистью мазок положит.
Гжельская роспись делится на три вида: растительная, орнаментальная и сюжетная.

Основные мотивы растительной росписи: травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы – розы, астры, гвоздики.



В моей открытке были использованы веточки из чудесного набора "Гербарий", в которой, как мне кажется подошла бы к данной теме практически каждая деталь.
Кстати, любимый узор гжельских мастеров — роза. Прозвана в ремесленной среде Агашкой. На фарфоровых заводах ХIХ века среди художниц-крестьянок было много Агафий, вот так и прижилось название.
Я не использовала чипборд с розами для своей работы, но на нашем сайте есть вот такая красота - розы, а вот еще какой трафарет, или, например, вот такие розочки.
Орнаментальная роспись: прежде всего, это шашечки – несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок-отводка тоже вдоль бортика. Художники рисовали также знаменитые гжельские сетки - «гребёнки» (в виде ели), «капельки», «жемчужинки», «усики».
 



Здесь были бы уместны вот такие трафареты - волны, цветочные узоры.
С помощью кисти с жёстким ворсом наносится рисунок «под мрамор». Им заполняется пространство внутри, к примеру, волнистых линий, или звезды, круга на дне тарелки.

Сюжетная роспись - это природа и времена года, сценки городской жизни, деревенский быт и т.п., персонажи из русских сказок (Синие птицы, Полканы, птицы Сирины, разные Русалки, Коты-Баюны и т.п.).

На моей открытке котов-баюнов нет))), ровно так же, как и жар-птиц, но есть очень милая птичка из набора "Крылатые узоры", в котором живет целых восемь птичек с красивым орнаментом. А еще, я решила, что здесь очень уместно будет резное окно, как символ благополучия и домашнего тепла.
Наличники на нашем сайте можно подобрать здесь.
В нашем магазине можно найти и вот такую птичку и жар-птицу, которые будут очень хорошо смотреться в подобных работах!

Спинку я оформила очень просто, использовала цветок из того же набора "Гербарий".
Разнообразны и технические приемы работы: четкие мазки лепестков и листьев темно-синего цвета или мазки с мягкими размытыми краями наносятся всей кистью обильно насыщенной краской, с разным нажимом: концом кисти наносят жилки, штриховку, изогнутые стебельки и усики. Кисть смачивают краской с одной стороны, затем поворачивая ее вокруг черенка, получают «мазок с тенями», т.е. разноокрашенное изображение объемного лепестка или листочка. В утолщённой части кисти краски больше – мазок тёмный, к середине краски чуть поменьше – мазок высветляется, а тонкий кончик оставляет совсем светлый след. Так получается разноокрашенная объёмная розочка или листочек.

Часто темно-синий цвет росписи обогащается блеском тонких золотых нитей – линий, штрихов, которые изображают жилки и контуры листьев и цветов. Если белую поверхность изделия целиком окрашивают кобальтом, создающим васильково-синий фон, то роспись наносят только золотом.

Главной тайной гжели является название. Откуда оно пришло до сих пор только можно догадываться. Версий несколько: от старорусского «жгель» — посуду в печи обжигают. В честь речки Гжелки в Смоленской области. Или от «гжиолки», как раньше называли трясогузку.

(интересные факты о промысле были собраны Натальей Летниковой)


С теплом к вам Катерина Еременко!

2 комментария:

  1. Спасибо! Очень интересная статья. Люблю всё наше, русское. =)

    ОтветитьУдалить